Трудности подроскового периода (Статья из наслежной газеты "СИТИМ")

  • Печать

 

Здравствуйте дорогие читатели газеты «Ситим»! Когда Анастасия Александровна социальный педагог  нашей школы предложила написать мне статью, я сразу решила написать о трудностях подросткового возраста. Потому, что на мой взгляд, это самая актуальная тема. Часто у меня на уроках во время дискуссий: 

«Меня не понимают, меня контролируют на каждом шагу, считают маленьким», «не пускают вечером гулять с друзьями, не разрешают делать то, что мне нравится» — это голоса наших с вами детей. А в обществе я часто слышу «Дочь стала дерзкой, требовательной, неуправляемой», «сына тянет в плохие компании, родители для него уже не авторитетны, на него невозможно повлиять, мы за него боимся». Дорогие мои, какие знакомые мотивы, да ?! 

Сложности взаимоотношений с подростками существуют сегодня в тысячах семей. Но только ли сегодня? Эти сложности были и 30, и 50, и 100 лет назад и даже, как свидетельствуют философы античности, до нашей эры...А коль это закономерность, вы, уважаемые родители, можете иными глазами посмотреть на своего сына или дочь. Ибо, выходит, что перемена в нем, столь вас огорчившая, не проявление его злой воли, его преднамеренного плохого отношения к вам или заложенных в нем дурных качеств. Во многом, выходит, он не виноват......

Еще меня смущает отношение некоторых родителей,  которые проступки и грубое отношение своих детей к себе и другим людям ссылаются на «подростковый возраст». Мол  «он хороший просто он в периоде подросткового возраста…», ни в коем случае!!!!! Это ошибочное представление. 

Термин «подростковый возраст»  используется при периодизации человеческого возраста, т.е это переход от детства к более взрослой жизни.  Подростковый возраст, охватывающий период от 12 до 18 лет, — это, бесспорно, самое прекрасное, но и самое трудное время жизни. У этих трудностей есть чисто биологическая основа, а не нравственная — бурное половое развитие, резкий скачок роста, интенсивное и обычно неравномерное развитие всех систем организма, нередко влекущие за собой нарушение самочувствия, функциональные расстройства. Вот поэтому мотивация к учебе снижается  именно в 12 - 13  лет , потому что у ребенка происходят физиологические изменения, ребенок быстро устает, не потому что мы- в школе  или вы- дома его загружаете , а потому что его организм изменяется физиологически он растет!!! Именно в этот момент  у ребенка появляется необъяснимая лень, которую вы должны побороть  вместе с ребенком пока она не превратилась в привычку. Для этого я советую, посоветовавшись с врачом (это обязательно!!!)  давать ребенку комплексные витамины для помощи организму и упорядочить режим дня  ребенка, чтобы у него обязательно был определенный час- два для выполнения домашних заданий. Если ребенок будет выполнять домашнее задание это повысит его мотивацию к обучению и воспитает в нем очень нужное качество для жизни – это ответственность и умение трудиться , что само с собой одолеет лень!!!.  

 А что до нравственных изменений, когда ребенок  грубит, лжет, не слушается, пробует курить, совершает проступки  причинам этих трудностей не «подростковый возраст» как мы любим ссылаться , а отношение между вами и ребенком. Поставьте себя в его месте, достаточно ли вы делаете то чтобы он спокойно , ровно перенес этот переходный возраст?  Ведь  период «подросткового возраста», когда ребенок   переходит от детства  к  юности т.е более взрослой жизни он становиться личностью, то есть человеком который будет решать проблемы сам, самостоятельно уже без вашей помощи принимать решения,  выбирать ту ли иную ситуация в нравственных ценностях…. И всему в первую очередь он будет учиться и подражать от вас- Родитель!!! Вы должны понимать главное в период подросткового возраста он еще РЕБЕНОК!!! Детская непосредственность, доверчивость, открытость, ласковость сменяются категоричностью суждений, нередко склонностью к уединению, скрытностью, повышенной требовательностью к себе и к окружающим. Подросток становится более ранимым, обидчивым, у него обостряется чувство собственного достоинства. Но ваш с нами РЕБЕНОК в этот период очень нуждается в вас, хотя никогда не скажет вам этого, потому что он взрослеет он хочет быть самостоятельным, и вы должны быть ему Примером,  Другом, Учителем, Воспитателем если совершит некие проступки Судей….Прежде чем ругать ребенка и винить в его проступках и трудностях в воспитания спросите себя,  а что я сделал для того чтобы этого не случилось, был ли я Примером, часто ли я обнимал, целовал, часто ли я  гулял с ним, часто ли интересовался чем он занимается, и главное часто ли я просто так говорил своему ребенку что Люблю Его !!!

Так что будем справедливее к подростку… Поймем, что и резкость, и негативизм его порой если не простительны, то объяснимы…  И не надо на каждое его резкое слово, на каждый, пусть и не лучший жест, поступок реагировать резким же замечанием, назиданием, категоричной оценкой, не дай бог рукоприкладством, решение проста как мир ...Путь к разрешению конфликта для подростков и родителей один: создание в семье атмосферы взаимной любви и понимания. Да, именно взаимного понимания! Готовность к диалогу требуется и от родителей, и от самих подростков. На равных так на равных! И главное ребенок должен понимать субординацию Мать и Отец это не «друг»,  на которого можно на равнее с собой обижаться, ругаться, противоречить а «ДРУГ» которого нужно уважать, ценить, любить. Так и вы должны понимать своего ребенка, уважать его достоинство, покажите ему что контролируя, ругая их порой, не отпуская  их вечером гулять,  вы волнуетесь за них и Любите своих детей!!!! А напоследок желаю вам Любви вашему дому и взаимопонимания!!!!