Программа развития на 2010-2015 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2010-2015 учебный год (скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

I. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ

1.1. Паспорт Программы развития

II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Информационная справка материально-технической базы школы

2.2. Анализ социокультурной ситуации и выбор стратегии развития сельской школы

2.3. Образовательный заказ потребителя

2.4. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования

2.5. Анализ учебно-методической деятельности

2.6. Воспитательная работа в агропрофилированной школе

III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Проектирование образовательного пространства в образовательном учреждении

3.2. Факторы развития школы

IV. ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ ШКОЛЫ                                                                  

Проектная модель развития школы

4.1.         «Школьная система мониторинга как фактор повышения качества обучения»

4.2.         «Уникальность и своеобразие каждого ребенка»

4.3.         «Школа – как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки личности»

4.4.         «Развитие инфраструктуры производственного воспитания»

4.5.         «Нравственно-патриотическое воспитание школьников в контексте сельской агропрофилированной школы»

V.       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

VI. СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (приложение)

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ

I.I. Паспорт Программы развития школы

Полное наименование программы

Программа развития МОУ «Атамайская СОШ»

на период 2010-2015 г.г.

Основания для разработки программы

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РС (Я) «Об образовании»
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты.
  6. Инициатива президента «Наша новая школа».
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  8. Санитарно – эпидемиологические  правила  и нормативы  для ОУ.
  9. Устав МОУ « Атамайская СОШ».
  10. Образовательная программа школы.

Цель программы

Формирование и развитие личности, подготовленной к жизни в гражданском обществе и усвоению профессиональных и образовательных программ, хозяина   своей жизни и земли.

Задачи программы:

 

  1. Обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития.
  2. Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности. Развитие личности учащихся с учетом уникальности и своеобразия каждого ребенка.
  3. Развитие универсальных умений и навыков созидательного труда, профессионального самоопределения.
  4. Создание, инфраструктуры производственного трудового воспитания, технологического пространства, где школьники практически приобщаются к хозяйственной деятельности человека;
  5. Воспитание духовности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции у учащихся, готовности их к участию в общественно-политической жизни школы, села и улуса.
  6. Создание условия для обеспечения здоровья учащихся их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

Принцип управления программой, ответственные исполнители

Корректировка программы осуществляется Управляющим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

Критерии и показатели эффективности

1. Повышение качества знаний за счет развития познавательной самостоятельности обучающихся.

2. Переход и реализация нового федерального государственного образовательного стандарта.

3. Изменение структуры урока за счет внедрения новых информационных технологий и активных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

4.   Увеличение численности учащихся, получивших призовые места на различных конкурсах, олимпиадах и прочее.

5. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.

6. Увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, способных к повышению педагогического мастерства с использованием исследовательских методик в образовательном процессе.

7. Увеличение количества научно-методических работ учителей, публикаций, участие в различных научно-методических конференциях, конкурсах.

Улучшение материально-технической оснащенности условий обучения, воспитания и развития учащихся.

8. Развитие системы нравственного и патриотического воспитания учащихся школы, повышение у детей чувства сопереживания, толерантности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Основные ожидаемые результаты реализации   программы.

1. Положительная динамика качественных показателей результатов обучения.

2. Повышение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

3. Снижение сезонной заболеваемости учащихся

и учителей, недопущение перегрузок обучающихся и педагогов за счет внедрения здоровьесохраняющих технологий.

4. Создание системы мониторинга качества образования и воспитания.

5. Создание современной информационно –образовательной среды.

6. Позитивная динамика охвата (учащихся) инновационными образовательными технологиями на всех ступенях школы.

7. Создание сети партнерских площадок по реализации открытых образовательных программ.

8. Повышение социальной активности школьников, направленной на конструктивное решение возникающих проблем.

9. Снижение негативных социальных явлений в детско- молодежной среде.

10. Увеличение количества семей, активно сотрудничающих со школой.

Разработчики программы

Директор школы Павлова А.Ф, зам. директора по УМР   Терентьева М.П., зам. директора   ВР Ефремова М.Н., председатель профкомитета Яковлев П.П., председатель УС Петрова Е.Н.

Сайт школы в Интернете

http//atschool.ucoz.ru

Постановление об утверждении программы

Решение Педагогического совета школы от_29 марта 2010 г. (протокол № 51)

Система организации контроля за выполнением программы

  1. Отчеты руководителей методических объединений – один раз в полугодие.
  2. Доклад директора школы на Педагогическом совете (один раз в год).
  3. Публичный   доклад школы (май).

Стоимость программы

42284 т.рб.

В т.ч республиканский бюджет

28080 т.рб.

Местный бюджет

14012 т.рб.

Бюджет школы

3571,6 т.рб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Информационная справка материально – технической базы школы.

         Атамайская школа открыта в 1927 году. С 1991 года на основании Приказа УУО от 01 сентября получила статус средней общеобразовательной школы.

         Новое здание сдано в 1981г. Оно построено по   индивидуальному проекту, имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, спортивный зал, специальные кабинеты по всем предметам учебного плана. На 2005-2006 у.г. присвоен статус агротехнологического направления. Библиотека имеет в своем фонде более 10 705 тыс. учебников и более 6 852 тыс. книг и брошюр.

         Рядом со школой расположен   краеведческий музей, который полностью предоставлен для организации и проведения учебного процесса и внеклассной работы. Имеется столовая на 180 посадочных мест, типовая мастерская и гараж.

Техническое состояние школы удовлетворительное.

Материально-техническая база

 

2.1 площадь сельхозугодий:

Сенокосные (га)

60

 

Пашни (га)

2

2.2 Учебно-подсобное хозяйтсво

 

  • Молочно-товарная ферма

12 КРС: в т.ч. коров 5

  • Тепличное хозяйство

Зимняя – 54 кв.м, летняя – 96 кв.м

  • Пришкольный участок

2 га

  • Связь с крестьянскими хозяйствами, ЛПХ

Кр/хоз. «Атамай»

Кр/хоз. «Мацкый»

СХПК «Ай-тут, олохтоо»

2.3 Учебно-техническая база

 

  • Наличие сельсхоз.машин, спецтехники

МТЗ-82

Сенокосилка

Конные грабли

Прицеп

Автомашина УАЗ - 2

  • Гараж

 

  • Домоводство

Швейные машины - ручные

2

Электрические

4

Ножные

1

  • Компьютерный класс

Рабочее место ученика

8

Служебные

5

Видеокамера

1

Проектор

2

Цифровой фотоаппарат

1

Сканер

2

Принтер

6

Интерактивная доска

1

  • Столярная мастерская

Деревообрабатывающий станок

2

Циркуляр

1

Электр. Рубанок

2

Бензопила «Дружба»

2

Резальный станок

1

Точильный станок

1

       

Состав педагогических работников:

Всего учителей -28

Имеют: высшее образование – 21 – 73%

             среднее специальное - 7 - 25%

             высшую категорию – 1 - 4%

             1 категорию – 13 – 46%

             2 категорию – 7 - 25%

 

1.2. Анализ социокультурной ситуации и выбор стратегии развития сельской школы

Общая характеристика села:

2.1. Территориально-административная.

МОУ «Атамайская СОШ» находится в селе Бясь-Кюель, Атамайского наслега Горного улуса, РС(Я). Удаленность от улусного центра составляет 100 километров. Сложная транспортная схема – в летнее время целиком зависит от природных условий. В весеннее, летнее, осеннее время – автозимник. Связь с центром по временам прерывается на месяцы.

Школа осуществляет экспериментальную деятельность по теме «Создание хозрасчетной усадьбы «Быйац»», «Школа - как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки личности». Основные задачи проекта: развитие универсальных умений и навыков созидательного труда, профессионального самоопределения.

 

2.2. Хозяйственно-экономическая:

На 2006 г. с. Бясь-Кюель газифицировано. На I поток– 18 газифицированных семей; на II поток – 93; на III поток – 45 семей и на 2010 г. планируется газификация 10 семей.

Население в основном занимается разведением крупного рогатого скота, коневодством, рыболовством, охотой. Сельское хозяйство развивается, хотя и очень медленно. Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Ай-тут, олохтоо» занимается разведением крупного рогатого скота – в молочно-товарной ферме 3 работника обслуживают 71 голов – из них число дойных коров – 41.

Личные подсобные хозяйства объединены в СХПК «Ай-тут, олохтоо». В кооперативе 69 пайщиков, в том числе 5 ассоциированных.

В селе всего 9 крестьянских хозяйств «Атамай», «Алмаас», «Ампаардаах», «Мацкый», «Федоров», «Унугэс», «Оцкучах алаас», «Кэскил», «Дьондо».

Число семей, имеющих крупный рогатый скот – 64. Разведением урожая занимаются 26% семьи. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, но нет рынка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются, в основном, семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования.

В предприятиях и организациях села занят 167 человек из 313 взрослого населения.

 

2.3 Предприятия наслега:

1. Администрация наслега – 9 работников;

2. МДОУ - 18;

3. МОУ «Атамайская средняя общеобразовательная школа им.В.Д.Лонгингова» - 45;

4. Участковая больница – 14;

5. Культурно-эстетический центр – 5;

6. Спортзал – 3;

7. Сельская и школьная библиотеки – 2;

8. Музей – 2;

9. Магазин «Байылыат» с хлебопекарней – 3;

10. Маслоцех «Филиал СХПК «Маай» - 2;

11. ЖКХ – 11;

12. Сахателеком – 1;

13. Отделение связи – 1;

14. Ветеринарный участок – 3;

15. Частные магазины- 2;

16. Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «СИС» - 1;

17. ООО «Ленагаз» - 2;

18. «Саха транснефтегаз» - 2;

19. Общественные организации – клуб пожилых «Тирэх», молодежный клуб «АНЫК», родительский комитет «Дьулуур», женский клуб «Далбар Хотун»,детская организация «Чыпчаал», общество инвалидов, клуб молодых учителей «Исток», «Туhулгэ симэхтэрэ», координационный центр «Ситим», мастеры

 

2.4 Демографическая:

• численность населения – 702 человек:

• возрастной состав:

- дошкольный возраст – 104;

из них воспитанники МДОУ - 35;

- школьники – 147;

- молодежь до 35 лет – 115, из них студентов - 54;

- до 50 лет – 376;

- пенсионеры – 86.

За последние годы идет увеличение населения за счет рождаемости - в 2006 –9 детей, в 2007 – 11, в 2008 – 12. в 2009 – 11.

2.5 Социальная и культурно-национальная:

• средний заработок семьи – 3923, 21 коп;

• количество безработных – 146, из них состоят в службе занятости – 38 человек;

• % малообеспеченных семей – 90 семей из 192 семей – 46,9%,

• % неблагополучных семей – 5 семей – 2,6%;

• Семьи с детьми – инвалидами – 7. Количество детей-инвалидов – 8.

• Семьи-опекуны – 4;

• Многодетные семьи – 3 и более детей в семье – 21.

2.6. Образование:

С высшим образованием – 29; - 9,26% (313)

Неоконченное высшее – 2 - 0,63%;

Средне - специальное – 35 -11,18%;

С неполным средним образованием – 7 - 3,33% работают в бюджетной сфере.

Анализ социальной и образовательной среды показывает низкий образовательный уровень взрослого населения – только в МОУ «Атамайская СОШ» (22), в администрации наслега (3), АУБ (1), детский сад (2), ветеринария (1), сельская библиотека (1) специалисты с высшим образованием, итого 10%. За последние муниципальные выборы Главой администрации наслега выбран кандидат с начальным профессиональным образованием. Большинство молодых родителей – со средним образованием.

2.7. Заболеваемость и здравоохранение:

Основные группы заболеваемости:

состоят на диспансерном учете среди детей от 0 до 14 лет – 29 детей:

- болезни верхних дыхательных путей –13;

- нервной системы – 3;

- болезни глаз – 3;

- гастриты – 6

- бронхиты – 4.

За 2008 год было зафиксировано 458 обращений в участковую больницу.

Подростки: на диспансерном учете состоят 9 по болезням:

- нервной системы – 2;

- эндокринной системы – 1

- глаза – 2;

- уха – 1;

- бронхит, ангина – 3;

За 2008 год зарегистрировано 35 обращений.

Среди взрослых – 426 обращений в участковую больницу; 132 состоят на диспансерном учете. Основные группы заболеваний:

- кровеносно-сосудистые заболевания;

- болезни органов дыхания.

За январь-февраль 2009 зарегистрировано 22 случая ОРВИ.

- дети-инвалиды – 5 – 2 по глазным болезням, 2 – нервной системы, 1 – болезнь суставов. Есть дети, которые по причине малообеспеченности не смогли пройти обследования на республиканском уровне.

Острых кишечных инфекций не зарегистрировано, ежегодно проходят эпидемии острых респираторных заболеваний.

2.8. Учреждения культуры:

  • Атамайский центр досуга
  • Школьная и сельская библиотеки
  • Спортзал
  • Историко-краеведческий музей

2.9.Традиции села:

Село отличается трудолюбивыми людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами. Традиции села можно разделить на:

1. Трудовые:

• использование метода народной стройки:

- строительство клуба – КЦ – 1956;

- строительство спортивного комплекса «Дьулуур» – 2002 г;

- строительство спортзала в детском саду – 2004 г.

• строительство частных домов:

из 190 жилых домов (квартир):

- постройки 2006 года – 2,

                       2007 года – 9,

                       2008 года – 6 домов.

• Организация летнего труда: сенокосный, животноводческий лагерь, ЛТО «Быйац» (пришкольный), семейные трудовые лагеря;

2. Промысловые:

• осенняя подледная рыбалка (мужчины старше 35 лет, женщин малое количество, те, у кого нет мужчин в семье);

• весенняя, осенняя охота на перелетную дичь (все мужчины без ограничения в возрасте);

• силковая охота на куропаток, зайцев, пуночек (в основном занимаются домохозяйки старше 50 лет);

• добыча ценной пушнины – песца, красной лисицы, соболя, ондатры, росомахи (занимаются мужчины после 45 лет, в основном безработная сфера населения);

3. Спортивно- оздоровительные:

• Функционирует спортивный комплекс «Дьулуур»;

• Спортивная площадка при школе.

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

- весенний, осенний оздоровительный бег с началом и завершением учебного года с участием коллектива школы, родителей, населения;

- осенний и весенний кросс;

- военно-скаутская игра «Зарница»;

- организация летних трудовых оздоровительных лагерей;

- организация спортивных соревнований по различным видам спорта;

- лыжные десанты, гонки;

- конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья»;

- конкурс «А5ам уонна мин»;

- спартакиада воспитанников ДОУ, начальных классов школы;

- спортивное соревнование по микрорайонам «Байанай»;

- циклы бесед по пропаганде ЗОЖ – участковая больница, педагоги, клуб «Исток»;

 

2.10. Анализ образовательных проблем:

1. Определение различных жизненных проблем:

  • Экологические – массовая вырубка лесов для отопления, затяжные дожди последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья, увеличиваются болота, топи, загрязняются водоемы, редкие леса.
  • Социальные – безработица, неплатежеспособность населения, отсутствие интересных занятий для молодежи и организации их досуга, неспособность решения жизненных проблем, низкий образовательный уровень создают трудности в конструктивной работе с социумом, особенно в молодежной среде. Ухудшается состояние здоровья населения, растет пьянство в молодежной среде, появляются семьи, где пьют оба родителя.
  • Коммуникативные – трудная транспортная схема, удаленность от центра, проживание в одной языковой среде, ограниченное подключение населения к ресурсам Интернет сети создают проблему замкнутого сообщества.
  • Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием, специалистов с юридическим, экономическим образованием.
  • Семейные – увеличение неполных семей – матерей-одиночек - 21, отцов-одиночек – 1, 153 полных семей (неполных семей – 39), безработица, необразованность молодых родителей, снижение роли народной педагогики приводят к постепенному отходу от традиционных методов ведения хозяйства, от воспитания детей. Интересы семьи ограничиваются только вопросами выживания.
  • Духовные – неуважение к народным обычаям и традициям, не соблюдение этических норм поведения в обществе, отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди отдельной группы молодежи ведет к низкой мотивации к улучшению условий жизни, к потребительскому отношению к окружающему миру.

2. Проблемы в образовательной области.

• Мотивация к получению качественного образования у обучающихся;

• Низкий образовательный уровень родителей;

• Неполная реализация воспитательных возможностей социума в образовательном процессе;

Сегодня остро стоит задача всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни на селе. Речь идет о развитии таких качеств личности, как мужество, воля, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, домовитость, любовь к крестьянскому труду. Решение этой задачи предусматривает акцент на практическую направленность обучения, соединение обучения с трудозанятостью в домашнем и общественном сельскохозяйственном производстве, активное участие детей в социальной жизни села. Главное предназначение человека в жизни – быть созидателем, способность созидать и строить. Школа в первую очередь призвана воспитать личность, человека, который мог бы найти применение во взрослой жизни. Личность воспитывается, прежде всего, в практической деятельности, труде. Ребенок испытывает потребность быть продуктивным, но, ссылаясь на его слабые стороны, мы не даем ему поработать по настоящему, заниматься тем, чем ему действительно хотелось бы. Привычка к труду возникает только в труде, и поэтому в нашей образовательной программе одним из главных приоритетов является трудовое обучение в учебном процессе.  

В нашем селе есть проблема безработицы, но и есть поле работы. Работа не простая, а уход за крупнорогатыми скотами кооператива АТО «Ай-тут, олохтоо». В наших климатических условиях это работа требует много усилий и старания. Ни для кого не секрет, что молодежь не идет на такую работу, так как считают и растут с мыслью о том, что любую услугу можно получить за деньги. Этому способствует популярность и развитость современной сферы услуг: например, бригады по проведению ремонта, уборка, стирка все – на платной основе.

К тому же большинство старшеклассников ориентированы на получение высшего образования. Сельскохозяйственные и заводские специальности выпускников привлекают все меньше. «Наши дети не хотят работать на волонтерской, бесплатной работе. Летний заработок в 1,6 – 2 тысячи рублей их уже не устраивает, они заявляют, что готовы работать при зарплате от 10 тысяч рублей».

По статистике сельской администрации с. Бясь-Кюель количество одиноких родителей (матерей – одиночек, вдов, разведенных) все возрастает, из них 69% имеют сыновей. Сыновья матерей-одиночек не имеют возможности удовлетворить потребность к охоте, к рыбалке, или к строительству.

      

2.3. Образовательный заказ потребителя

Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега женкомитета, начальников микрорайонов-туолбэ, руководителей предприятий –

• Воспитание организаторских способностей у учащихся, людей, способных организовать частные предприятия. – 20%

• Умение применять на практике знания, полученные в школе – 28%

• Подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село- 24%

• Внедрять в школу экономические, юридические знания – 20%

• Воспитание здорового поколения.– 60%

• Использование возможностей социума для привития трудовых навыков-60%

• Воспитание патриотов _- 68%

• Подготовка кадров с высшим образованием – 80%

• Ориентация на сельскохозяйственные профессии – 68%

• Привитие сельскохозяйственных трудовых навыков – 60%

• Воспитание культуры поведения в общественных местах – 68%

• Воспитание активной жизненной позиции – 72%

• Получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ – 40%

Молодежь:

• Помощь в сдаче ЕГЭ

• Проведение лекций, бесед на воспитательные темы в молодежной среде.

Учащиеся школы:

• Качественная подготовка к ЕГЭ - выпускники;

• Мероприятия и конкурсы;

• Массовые спортивные соревнования;

• Экскурсии и походы;

• Выезд с дружескими встречами в соседние села.

Запросы учителей:

• Повышение материального, морального стимулирования труда педагога

• Повышение познавательного интереса обучающихся;

• Воспитание добросовестного отношения, ответственности к делу;

• Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся.

• Разработка программ развития по направлениям.

• Усиление внутришкольного контроля за качеством образования;

• Повышение уровня педагогического всеобуча для родителей.

Актуальные:

- Качественная подготовка к ЕГЭ;

- сохранение здоровья участников образовательного процесса;

-обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам;

- воспитание этических норм поведения в обществе;

- воспитание активной жизненной позиции, воспитание патриотов своего села;

- привитие сельскохозяйственных трудовых навыков;

- разработка образовательных программ

Потенциальные:

- Подготовка кадров с высшим образованием;

- ориентация на сельскохозяйственные профессии;

- получение полноценного общего образования, обеспечивающего равные возможности выпускников отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ.

 

 

2.4.Анализ возможностей удовлетворения

выявленных запросов системой образования:

Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования:

- воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья

- качественная подготовка к выпускным экзаменам по отдельным предметам;

- успешное поступление в выбранные ВУЗ-ы, ССУЗ-ы;

- воспитание этических, этнических норм поведения в окружающем мире ,

- воспитание активной жизненной позиции, патриотов своего села;

- привитие сельскохозяйственных трудовых навыков;

Противоречия:

- недостаточность материально-технической базы школы;

- снижение жизненного уровня значительной части населения;

- недостаточность необходимого педагогического потенциала;

- отсутствие условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в крупных населенных пунктах;

- сложность установления связей с ВУЗ-ами и ССУЗ-ами республики.

 

Куда двигаться:

- выбор оптимальной образовательной программы;

- разработать комплексный план развития села;

- интеграция педагогических специальностей в условиях малокомплектных школ;

- расширение социального партнерства в решении образовательных, воспитательных задач;

 

Формулирование ключевой проблемы образования:

  • развитие универсальных умений и навыков созидательного труда, профессионального самоопределения.
  • воспитание конкурентноспособной, морально и физически здоровой личности.

 

Диаграмма заказа на качественное обучение выбора учебных предметов

 

 

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

1

Русский язык

8

5

4

5

22

2

Литература

1

1

1

 

3

3

Родной язык

1

 

 

 

1

4

Родн.литература

1

 

 

 

1

5

Англ.язык

1

3

 

 

4

6

Математика

3

6

4

7

20

7

История

5

4

5

1

15

8

Общество

4

3

4

 

11

9

Биология

3

3

6

1

13

10

Химия

3

1

4

1

9

11

Физика

3

3

3

7

16

12

ОБЖ

 

 

 

 

0

13

Физкультура

 

 

 

 

0

14

Культура нар.РС

1

 

 

 

1

15

География

 

 

1

 

1

 

 

 

 

2.5. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) Итоги успеваемости и качества за последние 3 учебных года

 

2006-2007

2007 - 2008

2008-2009

Усп. %

Кач. %

Усп. %

Кач. %

Усп %

Кач%

1 ступень

100

58

95

34

100

31

2 ступень

99

30

98

25

100

21

3 ступень

100

41

100

33

100

14

По школе

99

40

97

30

100

26

Прослеживается понижение качества обучения, успеваемость показывает 100%.

 

Сводная ведомость успеваемости и качества по предметам

(3 учебных года)

 

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Усп. %

Кач. %

Усп. %

Кач. %

Усп. %

Кач. %

Русский язык

100

55

99

49

100

48

Якут. язык

100

57

98

51

100

54

Математика

100

44

99

42

100

27

Англ. язык

100

59

100

71

100

65

Биология

100

57

100

69

100

41

Химия

100

49

100

36

100

35

Технологии

100

95

100

99

100

94

 

Результаты участия школьников в предметных улусных олимпиадах

Мониторинг участия в предметных олимпиадах улуса

Предметы

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Саха тыла

4,6,6 место (тр.ст.)

 

5 место (тр.ст.)

Русский язык

 

6 место (н/ст)

 

Русская литература

 

 

 

Математика

3,5 место (вт/ст)

4 место (вт/ст)

5-6 место (вт.ст.)

Биология

 

 

5 место (тр.ст.)

Технология

 

4 место (тр/ст)

3,6 место (вт.ст.)

Экономика (з/о респ. олимп. агрошкол)

1,2,2 место (тр/ст)

 

1 место (тр.ст.)

Результат в баллах:

1 место – 60 баллов

2 место – 50 баллов

3 место – 40 баллов

4 место – 30 баллов

5 место – 20 баллов

6 место – 10 баллов

Набранное количество баллов делится на количество участников олимпиады (в среднем 12 учащихся)

 

22,5 б

 

6 б

 

14,9 б

3) Научно-исследовательская деятельность учащихся:

Участие в улусных и региональных НПК по годам:

 

 

2006-2007

2007-2008

2008-2009

 

 

Уч

Рез.

Участ.

Рез.

Участ

Рез.

 

Улусная НПК

     9

24,4б

18

8,8б

16

 

Регион. НПК

     6

-

3

20б

16

 

Республиканская

     -

-

1

40б

2

 

 

ИТОГО по шк.:

 

24, 4

 

68,8

 

 

 

4) Результаты внешней оценки: ГИА, контрольные измерения уровня обученности.

Результаты сдачи экзамена в баллах:

Предмет

Школьный

Улусный уровень

 

 

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

1

Русский язык

32

5

76,9

54,5

2

Алгебра

58

5

76,6

23,8

3

Физика

60

40

90,4

42,8

4

История

50

-

60

22,8

5

Общество

67

11

80

28

6

Биология

100

89

85

32,5

7

Химия

100

100

97,1

68,5

 

 

Сравнительная диаграмма успеваемости школьных и улусных данных

 

Сравнительная диаграмма качества школьных и улусных данных

 

5) Результаты итоговой аттестации (ЕГЭ) выпускников школы:

Сравнительная таблица средних баллов по предметам

 

 

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Кол.

Балл

Улус.

Респ.

Кол.

Балл

Улус.

Респ.

Кол.

Балл

Улус.

Респ.

1

Русск. язык

9

42,5

43,9

44,8

15

45,6

52,28

51,26

10

41

53,18

53,4

2

Математика

3

47,3

51,7

50,8

15

31,3

37,88

35,32

10

32

44,19

41,7

3

Физика

-

-

-

-

2

49

50,57

47,74

1

54

48,74

46,4

4

Биология

6

33,1

42,9

42,2

11

48,8

51,91

48,44

6

34

46,16

46

5

Химия

1

30

36,5

42,1

4

55,5

53,94

49,67

1

53

50,98

47,9

6

История

3

45

45,4

46,1

1

39

47,72

45,19

2

41

44,87

42

7

Инф-тика

-

-

-

-

-

-

61

53,98

1

39

60,5

52,7

 

По школе

 

 

Сравнительная таблица успеваемости и качества по предметам

за 3 года

 

 

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Кол.

Усп.

Кач.

Кол.

Усп.

Кач.

Кол.

Усп.

Кач.

1

Русский язык

9

89

33

15

80

6

10

60

10

2

Математика

3

100

33

15

67

20

10

90

10

3

Физика

-

-

-

2

100

100

1

100

100

4

Биология

6

83

-

11

82

36

6

50

-

5

Химия

1

-

-

4

100

75

1

100

-

6

История

2

100

-

1

100

-

2

100

-

7

Информатика

-

-

-

-

-

-

1

100

-

 

6) Поступление выпускников МОУ «Атамайская СОШ» в учебные заведения

 

2004 (17)

2005 (12)

2006 (27)

2007 (12)

2008(16)

2009(10)

 

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

 
 

ВУЗ

4

24

2

17

10

37

5

42

7

44

1

10

 

ССУЗ

2

12

2

17

5

19

2

17

3

19

6

60

 

Лицей (ПТУ)

6

35

2

17

6

22

4

33

3

19

2

20

 

Не учил.

5

29

6

50

6

22

-

-

1

6

-

-

 

Трудоустр.

6

35

5

42

4

15

1

8

2

13

-

-

 

б/раб.

4

24

2

17

2

7

-

-

-

-

1

10

 

 

С 2005-2006 школа работает по агротехнологическому направлению с экпермиентальной площадкой «Создание хозрасчетной усадьбы «Быйац»», где введены профильные предметы сельскохозяйственного направления (трактороведение, основы крестьянского хозяйства, основы овощеводства, и т.д.). По итогам анализа опытно-экспериментальной деятельности школы выявлено проблема - не поддерживается уклад жизни сельского жителя с Природой. И с 2009-2010 у.г. работаем по проекту «Школа – как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки личности» основной целью которой является - развитие универсальных умений и навыков созидательного труда, профессионального самоопределения.

 

 

2.6. Воспитательная работа в агропрофилированной школе

Достижения и анализ проблем

Цель воспитательной работы предыдущих лет заключалась в художественно-эстетическом воспитании детей. А проблемой состояла в отсутствии соответствующих кадров.

В последние годы в воспитательной работе школы отмечается рост успеха школьников по художественно-эстетическому и спортивному направлениям.

 

 

Достижения учащихся по художественно-эстетическому направлению

 

То есть можно говорить о благополучном достижении поставленных целей и решении проблем.

А в настоящее время мы говорим о наличии следующих проблем внутреннего и внешнего характера в воспитательной деятельности образовательного учреждения:

Во-первых, как выше уже отмечалось, низкий образовательный уровень родителей школы (Программа работы с родителями «Сомо5олоhуу-ситиhии терде»).

Во-вторых, учащиеся сельских школ, попадая в городскую среду, чувствуют себя неуверенно. Наши подопечные не исключение, они в городе не раскрепощены, не раскованы, в виду этих обстоятельств, выпускники нашей школы не могут в полной мере выразить себя, показать свои способности, использовать свои возможности (Программа самоуправления учащихся в школе «Чыпчаал»).

В-третьих, в должности начальников почти всех учреждений, предприятий села работают специалисты женского пола. В нашем селе с каждым годом снижается количество мужчин, отцов с активной жизненной позицией (Программа «Атамай Уолан»).

В-четвертых, выпускники школ после окончания вуза или другого учебного заведения по возможности стараются остаться работать в городе. Нет специалистов, которые стремились бы работать во благо своей малой родины. Мало земляков-попечителей, заботящихся своему наслегу. Учащиеся мало знают об истории своего наслега, улуса, республики. (Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Школа патриотизма»: подпрограмма классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию «Часы патриотизма», проект «Медиатека «Часы патриотизма», программа «Атамай Уолан», подпрограмма «Мы-юные Лонгиновцы»).

В-пятых, в последнее время обостряется проблема безнравственности, атеизма среди населения, тем более среди детей. (Программа духовного развития школьников «Айылгы»: подпрограмма классных часов «Мир вокруг нас», программа работы с родителями «Сомо5олоhуу-ситиhии терде», программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних «Эрэл»).

В-шестых, отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди учащихся. (Программа по укреплению здоровья учащихся «Здоровье»).

 

 

III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Проектирование образовательного пространства в образовательном учреждении.

Анализ реализации программы развития 2005 – 2010 показал, что функционирование и развитие школы в условиях, где государственная политика, направленная на уменьшение доли сельского хозяйства в экономике страны, делает все затруднительным. Это привело к тому, что потребность в квалификационных кадрах постоянно растет.

Современное состояние села не способно привлечь молодых специалистов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что на сегодняшний день школа не обладает достаточным ресурсом, обеспечивающим потребности образовательного уровня выпускника, который в дальнейшем способен вернуться в село и организовать продуктивное хозяйство. Необходим новый комплексный подход к образовательно – сельско - хозяйственному направлению школы, созданию условий для практико - ориентированного образовательного процесса.

Однако выявленное в процессе реализации программы развития 2005 – 2010 гг несоответствие современным требованиям ресурсной базы школы, выражающееся в устаревшем лабораторном оборудовании по биологии и оснащения других кабинетов, мастерской, а также отсутствия базы ЛТО, сельскохозяйственных тракторов и машин, и т.д., сдерживает создание условий для практико – ориентированного образовательного процесса. Поэтому целевой ориентир развития школы должен быть связан с формированием образовательного пространства, с развитием инфраструктуры производственного воспитания.

Сегодня остро стоит задача всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни на селе. Речь идет о развитии таких качеств личности, как нравственность, мужество, воля, трудолюбие, ответственность, инициатива, толерантность, организованность, домовитость, любовь к крестьянскому труду. Решение этой задачи предусматривает акцент на практическую направленность обучения, соединение обучения с трудозанятостью в домашнем и общественном сельскохозяйственном производстве, активное участие детей в социальной жизни села. Главное предназначение человека в жизни – быть созидателем, способность созидать и строить. Школа в первую очередь призвана воспитать личность, человека, который мог бы найти применение во взрослой жизни. Личность воспитывается, прежде всего, в практической деятельности, труде. Ребенок испытывает потребность быть продуктивным, но, ссылаясь на его слабые стороны, мы не даем ему поработать по настоящему, заниматься тем, чем ему действительно хотелось бы. Привычка к труду возникает только в труде, и поэтому в нашем проекте одним из главных приоритетов является трудовое обучение в учебном процессе.  

     Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

  

     Для решения основных целей и задач программы развития имеются необходимые условия:

  • учителями используются следующие педагогические средства:
  • внедрение в учебно - воспитательный процесс эффективных здоровьесберегающих воспитательных и образовательных технологий;
  • внедрение в учебный процесс методик педагогической диагностики развития успешности обучения школьников;
  • разработка на основе данных педагогического диагностирования дифференцированных и индивидуальных программ учебной работы;
  • использование в учебном процессе различных видов фронтальной, групповой и индивидуальной помощи учащимся;
  • Нет вакантных мест по педагогическому персоналу.
  • Функционирование школьной усадьбы «Быйац»;
  • Взаимодействие с крестьянскими хозяйствами, производственным кооперативом     по обучению и развитию навыков хозяйствования, умений, связанных с работой сельскохозяйственных машин, с расчетами, составлением экономических проектов, знаниями по биологии, химии, информатике;    
  • Сотрудничество:

üс координационным центром села МО «Атамайский наслег»;

üс ученическим советом при Главе МР «Горный улус»;

üИСЛ г. Якутска;

üЯГСХА и профессиональный лицей №7 .      

 

3.2. Факторы развития школы.

Педагогическим коллективом накоплен уникальный опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг. При этом важен учет реальных механизмов достижения желаемого, учителя школы в настоящее время стоят перед необходимостью разрешения ряда противоречий, которые рассматриваются ими как объективные факторы развития:

  • между высоким профессиональным уровнем педагогов и неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности;
  • между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения;
  • между целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе;
  • между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;
  • между педагогическими целями преподавателей начальной и средней школы;
  • между целями основной и старшей ступеней обучения;
  • между высокой интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузкой учителей и недостаточным стимулированием их труда.

 

Проектируя обучения детей, педагогический коллектив решает следующие проблемы:

  • глубокое усвоение методики и внедрение в практику новых образовательных технологий;
  • усиление развивающего начала в обучении;
  • преодоление перегрузки учащихся посредством широкого внедрения в практику здоровьесберегающих технологий;
  • формирование целостной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

 

3.6. Проектная модель развития школы.

 

Механизм реализации концепции состоит из следующих подпрограмм:

  1. «Школьная система мониторинга как фактор повышения качества обучения»;
  2. «Уникальность и своеобразие каждого ребенка»;
  3. «Школа – как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки личности»;
  4. Укрепление материально-технической базы. «Развитие инфраструктуры производственного воспитания»;
  5. «Нравственно-патриотическое воспитание школьников в контексте сельской агропрофилированной школы».

 

 

 

 

 

Подпрограмма «Школьная система мониторинга как фактор повышения качества обучения»

Целью лаборатории является обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития.

Задачами лабораторииявляются следующие:

  • Организовать наблюдения и измерения, получить достоверную и объективную информацию;
  • Систематизировать информацию, повысить её оперативность и доступность;
  • Разработать и использовать диагностические методики;
  • Создать механизм мониторинговых исследований;
  • Своевременно выявлять изменения и вызвавшие их факторы.

Обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития.

 

Ожидаемый результат:

1. Выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам.

2. Выявление - эффективного и неэффективного использования ресурсов, для достижения эталонных характеристик.

3. Выявление зон риска и ограничений при достижении эталонных харак­теристик.

4. Формирование информации, необходимой для принятия управленче­ского решения.

5. Создание системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы.

6. Создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых индикаторов мониторинга.

7. Использование результатов системного мониторинга как фактора влия­ния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития школы.

8. Включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.

 

VII. СРОКИ И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

2011-2012 учебный год

Подготовительный. Постановка цели:

Определение объекта

Определение направления и отбор критериев

2012-2013 учебный год

Практический. Сбор информации:

Анализ документаций, посещение уроков, рейтинг, контроль ЗУН, анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка

2013-2014 учебный год

Аналитический. Обработка полученной информации

Систематизация информации, анализ данных, выводы, разработка рекомендаций.

 

Информационные ресурсы лаборатории позволили создать ИКТ-насыщенную среду, они находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовле­творяют современным требованиям.

 

Программа «Уникальность и своеобразие каждого ребенка»

Цель работы:

Развитие личности учащихся с учетом своеобразия каждого ребенка

Задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педагогические советы, самообразование;
  • Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками,      научным руководителем, через самостоятельную работу.

Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2011-2012 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  • банка данных по всем детям;
  • банка творческих работ учащихся;
  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
  • рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

  • системы дополнительного образования;
  • летней производственной практики;
  • творческого экзамена;
  • внеклассной работы по предмету;

Расширение деятельности научного общества «Эдельвейс».

2 этап: деятельностный (2012-2013 годы)

  • Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов.
  • Учет индивидуальных достижений в психограмме.
  • Переход на систему портфолио.
  • Проведение выставок детского творчества.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2013-2014 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
  • Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

 

Подпрограмма «Школа – как базовый институт допрофессионального сельскохозяйственной подготовки личности»

Обоснование актуальности

Сегодня остро стоит задача всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни на селе. Речь идет о развитии таких качеств личности, как мужество, воля, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, домовитость, любовь к крестьянскому труду. Решение этой задачи предусматривает акцент на практическую направленность обучения, соединение обучения с трудозанятостью в домашнем и общественном сельскохозяйственном производстве, активное участие детей в социальной жизни села. Главное предназначение человека в жизни – быть созидателем, способность созидать и строить. Школа в первую очередь призвана воспитать личность, человека, который мог бы найти применение во взрослой жизни. Личность воспитывается, прежде всего, в практической деятельности, труде. Ребенок испытывает потребность быть продуктивным, но, ссылаясь на его слабые стороны, мы не даем ему поработать по настоящему, заниматься тем, чем ему действительно хотелось бы. Привычка к труду возникает только в труде, и поэтому в нашем проекте одним из главных приоритетов является трудовое обучение в учебном процессе.  

В нашем селе есть проблема безработицы, но и есть поле работы. Работа не простая, а уход за крупнорогатыми скотами кооператива АТО «Ай-тут, олохтоо». В наших климатических условиях это работа требует много усилий и старания. Ни для кого не секрет, что молодежь не идет на такую работу, так как считают и растут с мыслью о том, что любую услугу можно получить за деньги. Этому способствует популярность и развитость современной сферы услуг: например, бригады по проведению ремонта, уборка, стирка все – на платной основе.

К тому же большинство старшеклассников ориентированы на получение высшего образования. Сельскохозяйственные и заводские специальности выпускников привлекают все меньше. «Наши дети не хотят работать на волонтерской, бесплатной работе. Летний заработок в 1,6 – 2 тысячи рублей их уже не устраивает, они заявляют, что готовы работать при зарплате от 10 тысяч рублей».

По статистике сельской администрации с. Бясь-Кюель количество одиноких родителей (матерей – одиночек, вдов, разведенных) все возрастает, из них 69% имеют сыновей. Сыновья матерей-одиночек не имеют возможности удовлетворить потребность к охоте, к рыбалке или к строительству.

И в связи с этим нужно организовать дополнительные занятия по интересам учащихся и родителей.

Цель:

Организация базового института как открытая среда для развития универсальных умений и навыков созидательного труда, профессионального самоопределения.

Задачи проекта:

  1. Разработка элективных курсов, направленные на сельскохозяйственные профили «Балыктааьын кистэлэцэ», «Азбука охоты», «Мой гривой конь», «Уход и кормление за КРС», «Веселый башмачок» и.т.д.;
  2. Организация материально-технического и методического обеспечения проекта;
  3. Создание банка данных и механизма реализации по элективным курсам;
  4. Согласование договора со специалистами сельскохозяйственной отрасли, мастеров народных промыслов;
  5. Проведение элективных курсов;
  6. Разработка системы мониторинга результативности внедрения проекта;
  7. Распространение опыта работы в сети Интернет, распечатка наиболее результативных допрофессиональных курсов;

         Новизной данного проекта является:

На 2005-2006 учебный год получили статус школы агротехнологического направления, работаем с экспериментальной площадкой «Создание хозрасчетной усадьбы «Быйац»». Наряду с предметными элективными курсами проводились курсы агротехнологического направления, такие как «Основы крестьянского хозяйства», «Основы овощеводства», «Вермикультирование», «Кролиководство» и т.д.

С 2009-2010 уч.г. планируем ввести дополнительные элективные курсы: «Балыктааьын кистэлэцнэрэ» (курсы по рыболовству), «Азбука охоты» (охотоведение), «Веселый башмачок» (обувное дело), «Сивка бурка» (коневодство), строительство и столярное дело, «Маленькая хозяюшка», «Ветеринария».

 

Сроки реализации проекта

Проект охватывает период с 2011 по 2014 г.

 

План реализации проекта:

 

Основные работы

Сроки

Организационный этап

  • Информационно-разъяснительная работа;
  • Методическое обеспечение эксперимента, разработка программ;
  • Приобретение оборудования и оснащения, средств для работы. Подбор, подготовка и специальная работа по обучению сельскохозяйственных дисциплин;
  • Организационные работы по согласованию договора, аренды земли, озер и т.д.

Май, июнь 2009 г.

Осн. этап

  • Консультативные работы с учащимися,
  • Проведение групповых разновозрастных практических занятий для учащихся;
  • Согласование договора с к/х села;
  • Работы в сети Интернет;

2010 -2011;

2011-2012;

2013-2014

учебные годы

Заключ.этап

  • Опрос учащихся и родителей;
  • Проведение мониторингового наблюдения жителей села, выпускников школы;

Март 2014 г.

Механизм реализации проекта

 

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

«Балыктааьын кистэлэцэ» курсы по рыболовству

+

+

+

 

 

+

 

2

«Сивка-Бурка» (коневодство)

+

+

+

+

 

 

 

3

Столярное и строительное дело

17

17

34

34

 

 

 

4

«Веселый башмачок» курсы по обувному делу

 

 

 

+

+

+

 

5

«Уход и кормление КРС» курсы по животноводству

 

 

+

+

+

+

 

6

Ветеринария

 

 

 

 

+

+

 

7

Механизация (курсы по трактороведению)

 

 

 

 

 

64

64

8

Цветоводство (Работа лаборатории комнатных растений)

+

+

+

 

 

 

 

9

«Азбука охоты» курсы охотоведения

 

+

+

+

 

+

 

10

Основы предпринимательства

 

 

 

 

 

+

+

11

Основы крестьянского хозяйства

 

 

 

 

+

+

+

12

Садоводство

+

+

+

+

 

+

 

13

Сбор и заготовка ягодных культур дикоросов

+

+

+

+

+

+

+

14

УВП «Мой живой мир» для младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

15

Основы медицины

 

 

 

 

+

+

 

16

Овощеводство

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые конечные результаты

При реализации данного проекта у школьников развивается универсальные умения и навыки созидательного труда, формируется техническая, технологическая грамотность и профессиональное самоопределение.

В итоге мы получим личность человека, который может быть продуктивным, который мог бы найти применение себе во взрослой жизни.

 

Подпрограмма «Развитие инфраструктуры производственного воспитания»

ЦЕЛЬ: обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.

ЗАДАЧИ :

  • расширение сети учебно-производственных мастерских, школьных центров по выпуску и реализации продукции сельскохозяйственного, школьного производства с целью привития умений работать, развивать, компетентной и безболезненной адаптации школьников к рыночно-экономическим отношениям,
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни;

 

 

Наименование мероприятий

Срок

Исполнители

1

Расширение   инфраструктуры летней занятости, отдыха и оздоровления детей

1.1.

Строительство жилого дома 9х7 м² (летник) в сайылык «Ампаардаах» - животноводческий лагерь «Ампаардаах»

2010 - 2011

МОУ «Атамайская СОШ»

Партнеры

Крестьянс.хозяйства

1.2.

Строительство спортивной площадки в сайылык «Ампаардаах», для проведения военно – полевых сборов.

2010 - 2011

МОУ «Атамайская СОШ»

 

1.3.

Ограждение сенокосных угодий (сенокосный лагерь «Туллук»)

2011

МОУ «Атамайская СОШ»

1.4.

Развитие социального партнерства с крестьянскими хозяйствами «Атамай», «Мацкый».

постоянно

 

 

Совершенствование нормативно правовой базы

постоянно

 

2

Расширение сети учебно-производственных мастерских, школьных центров по выпуску и реализации продукции сельскохозяйственного, школьного производства

2.1

Создание межшкольного учебно - производственного центра по начальной профессиональной подготовке обучающихся с хорошей материальной базой.

 

с 2010

МОУ «Атамайская СОШ»

Спонсорство

2.2

Проведение капитального ремонта в мастерской

2010- 2011

МОУ «Атамайская СОШ»

2.3.

Оснащение кабинетов технологическими современными оборудованиями

2010 -2012

МОУ «Атамайская СОШ»

2.4.

Приобретение расходных материалов, необходимых для выпуска продукции сельскохозяйственного, школьного производства

ежегодно

МОУ «Атамайская СОШ»

Партнеры

Крестьянс.хозяйства

2.5.

Приобретение сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования

2010 - 2012

МОУ «Атамайская СОШ»

Спонсорство

3

Развитие инфраструктуры круглогодичной зимней теплицы

3.1

Реконструкция летней   теплицы

2010

МОУ «Атамайская СОШ»

3.2

Реконструкция зимней теплицы

с 2010

МОУ «Атамайская СОШ»

Партн. Кр.хоз дог.раб

 

 

 

 

 

 

 

4.5. Концепция воспитательной работы школы

«Нравственно-патриотическое воспитание школьников

в контексте сельской агропрофилированной школы»

Целевые ориентиры воспитательной работы

Целью Концепции воспитательной работы является содействие развитию нравственности и патриотизма, формированию активной жизненной позиции у учащихся, готовности их к участию в общественно-политической жизни школы, села и улуса.

Задачи:

1) воспитание любви к родной школе, отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

2) формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;

3) формирование у мальчиков устойчивых поведенческих моделей и образцов "мужественности" (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества).

4) развитие творческих способностей по интересам;

5) формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

6) формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

Исходя из поставленных задач основными направлениями содержания воспитательной работы определены:

1) организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

2) обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;

3) продолжение работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

4) развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся и взрослых;

5) развитие ученического самоуправления, воспитание школьников-лидеров;

6) развитие коллективно-творческой деятельности;

7) организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;

8) организация работы с одаренными учащимися;

9) приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Роль классного руководителя в воспитательной системе.

Воспитательная система на принципах гуманистической педагогики основывается на деятельности классных руководителей. Классный руководитель должен обладать такими качествами, как: гуманизм, профессионализм, общая культура, патриотизм, креативность.

Важнейшими условиями повышения эффективности работы классного руководителя является:

1) диагностическая основа всех видов управляющей деятельности;

2) организация методической работы в школе;

3) формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

4) разработка различных видов мотивации (система поощрений, стимулирование, контроль и т.д.)

5) оперативный и эффективный контроль. Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные:

1) внутриклассная;

2) внеклассная;

3) общешкольная, массовая;

4) внешкольная;

5) работа с семьей и общественностью;

6) работа по месту жительства.

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий. Прежде всего, это система школьных традиций:

  • Праздник Первого звонка – сентябрь
  • День Урожая – сентябрь
  • Лонгиновские чтения – февраль
  • Конкурс «Атамай Уолан» - февраль
  • Деловая игра «Дебаты» - 4 раза в год
  • День Здоровья – апрель
  • Экологический праздник – май
  • Военно-скаутская игра «Зарница» - май
  • Последний звонок - май
  • Конкурс «Ыллаа-туой, о5о саас!» - май
  • «О5о ыhыа5а» ко Дню защиты детей – июнь.
  • улусные Лонгиновские чтения – раз в 5 лет

Традиции являются ключевыми делами и проводятся по методике КТД.

Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:

1) сохранение и отработка всех удачных, эффективных моментов;

2) учет и анализ неудачного опыта, внесение корректив;

3) поиск нового и варьирование знакомого, хорошо известного.

Конкретная реализация поставленных целей и задач Концепции воспитательной работы школы «Нравственно-патриотическое воспитание школьников в контексте сельской агропрофилированной школы» находит свое отражение в интегрировании целевых программ: программа духовного развития школьников «Айылгы», подпрограмма классных часов «Мир вокруг нас», программа работы с родителями «Сомо5олоhуу-ситиhии терде», программа профилактической работы с разными категориями «трудных» детей «Эрэл», программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Школа патриотизма»: подпрограмма классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию «Часы патриотизма», проект «Медиатека «Часы патриотизма», подпрограмма «Мы - юные Лонгиновцы», программа «Атамай Уолан», программа самоуправления «Чыпчаал», программа «Здоровье» и во взаимодействии с общественными структурами наслега.

 

Программа «Айылгы» - направлена на развитие духовности школьников. Входит подпрограмма классных часов «Мир вокруг нас», который состоит из 5 направлений воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, физическое.

Формы реализации данной программы: классные часы, лекции, акции «Начни с себя и сейчас!», деловая игра «Дебаты», выпуск школьной газеты, встречи с интересными людьми, КТД и др.

 

Программа «Школа патриотизма» - направлена на формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли села, улуса, Якутии и России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою семью, село, страну, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов. Входят подпрограмма классных часов «Часы патриотизма», проект «Медиатека «Часы патриотизма» - системная информация об истории, что очень нужно в воспитании ученика-патриота. Входит подпрограмма «Мы – юные Лонгиновцы» - направлена на формирование чувства гордости своим Героем, за Российскую армию, желание служить своему Отечеству

Данная программа работает согласно с «Программой историко-краведческого музея села Бясь-Кюель имени К.И.Васильева».

 

Программа «Сомо5олоhуу-ситиhии терде» – обеспечивает системную работу с родителями школы. Формы реализации: всеобучи, семинары, тренинги, диагностика, индивидуальная беседа, выпуск родительской газеты, посещение семей, КТД и др.

 

Программа «Эрэл» - это перспективный план работы не только с детьми, состоящими на учете ВШК, КДН и ЗП, но и с разными категориями «трудных» детей: гиперактивные дети, дети с проблемами в обучении, дети с личностными проблемами, дети в кризисной ситуации, дети с проблемами в семье.

 

Программа «Атамай Уолан» - направлена на формирование у мальчиков устойчивых поведенческих моделей поведения «мужчина – хозяин земли» «мужчина – лидер общества», «мужчина - хранитель семьи», «мужчина - добытчик», «мужчина - защитник отечества».

 

«Чыпчаал» - программа направлена на формирование гражданской позиции, лидерских качеств личности через развитие ученического самоуправления и социально значимую деятельность школьников.

 

«Здоровье» - программа направлена на укрепление здоровья школьников, пропаганду здорового образа жизни, развитие физического воспитания.

Этапы реализации Концепции воспитательной работы

В работе по созданию воспитательной системы школы условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности:

Этапы

Основные работы

Сроки

I этап – проектно-мобилизационный

  • Информационно-разъяснительная работа
  • Организация диагностики для изучения потребностей, интересов и способностей учащихся
  • Методическое обеспечение эксперимента, разработка программ, проектов
  • Описание, систематизация, освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих развитию духовности и патриотизма, формированию активной жизненной позиции у учащихся, готовности их к участию в общественно-политической жизни школы, села и улуса, профилактической работы с «трудными» детьми.
  • Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на воспитание учащихся через учебные предметы
  • Введение корректировки в положении внутришкольного рейтингового конкурса «Лучший класс года» с учетом разработанных программ, проектов
  • Разработка положения мониторинга воспитанности учащихся

январь 2010 г.

II этап – поисково-преобразовательный

  • Разработка и реализация годового цикла дел по программам.
  • Проведение цикл бесед, серии тематических классных часов по Концепции нравственно-патриотического воспитания учащихся в контексте сельской агропрофилированной школы
  • Организация и проведение развивающих внутриклассных, внутришкольных мероприятий; дел, нацеленных на воспитание мальчиков
  • Организация участий мальчиков на улусные, региональные, республиканские, российские конкурсы, мероприятия
  • Совершенствование деятельности военно-патриотического клуба «Лонгиновцы»
  • Проведение занятий дополнительного образования, учитывая интерес и способности учащихся
  • Проведение ежегодного медицинского осмотра детей, наблюдение за физическим развитием детей
  • Работа по проектам «Школа - как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки личности», «Инфраструктура производственного воспитания»
  • Проведение мероприятий по повышению воспитательной роли семей
  • Совершенствование работы ученического самоуправления школы

2010-2011,

2011-2012,

2012-2013

учебные годы

III этап – рефлексивно-обобщающий

  • Опрос учащихся и родителей;
  • Проведение мониторингового наблюдения развития воспитанности учащихся;
  • Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров, образовательных учреждений процесса и результатов деятельности;
  • Обобщение и презентация опыта работы по Концепции ВР школы

Март – май

2015 г.

Критерии, показатели и способы изучения

эффективности воспитательной работы

Для исследования результативности функционирования Концепции нравственно-патриотического воспитания учащихся целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:

Критерии эффективности воспитательной работы

Показатели

Методики изучения

1.Сформированность индивидуальности учащегося школы

1.Самоактуализированность личности учащегося

Дневник достижений учащихся, метод анализа личностных достижений детей

2.Нравственная направленность

Тест Н.Е. Щуркова «размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение

3.Креативность личности учащегося

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности

4.Самоэффективность личности учащихся

Тест на определение самоэффективности (русская версия Р.Шварцера и М.Ерусалима)

2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взиамоотношениями в школьном сообществе

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

 

1. Положительная динамика качественных показателей результатов обучения.

2. Повышение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

3. Снижение сезонной заболеваемости учащихся

и учителей, недопущение перегрузок обучающихся и педагогов за счет внедрения здоровьесохраняющих технологий.

4. Создание системы мониторинга качества образования и воспитания.

5. Создание современной информационно –образовательной среды.

6. Позитивная динамика охвата (учащихся) инновационными образовательными технологиями на всех ступенях школы.

7. Создание сети партнерских площадок по реализации открытых образовательных программ.

8. Повышение социальной активности школьников, направленной на конструктивное решение возникающих проблем.

9.  Снижение негативных социальных явлений в детско-молодежной среде.

10. Увеличение количества семей, активно сотрудничающих со школой.